On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Пкул
moderator


Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.09 15:37. Заголовок: ВАТИКАНСКИЙ АНАЛИЗ НЬЮ-ЭЙДЖА


Игорь Кантеров
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ «НЬЮ ЭЙДЖ» НЕ НАШЛИ СВОЕ МЕСТО В ЦЕРКВИ
Ватикан опасается новых религиозных движений

    (Об авторе: Игорь Яковлевич Кантеров — доктор философских наук, профессор МГУ, зам. председателя Экспертного совета религиоведческой экспертизы при Минюсте России).


В современном мире широко распространились религиозно-мистические группы, обычно именуемые «религиями Новой эры» [или «Нью эйдж»]. Движение ньюэйджеров, оформившееся в 70-80-е годы в западных странах, представляет собой сплав различных верований, оккультизма, теософии, астрологии, пантеизма и язычества. В отличие от исторических религий, а также от большинства «классических» типов новых религий в объединениях последователей «Нью эйдж» обычно отсутствуют жесткие организационные структуры, четко сформулированные вероучительные доктрины.

Социологи религии классифицируют подобные объединения скорее как «религии-аудитории», нежели устойчивые группы единоверцев. Сегодня это движение, ставшее частью масскультуры, приобрело популярность во многих слоях общества. В зарубежных странах, как, впрочем, и на российских просторах, группы ньюэйджеров нередко предпочитают действовать под вывеской оздоровительных, экологических, воспитательно-образовательных и культурных центров. В этом можно убедиться, посетив Духовно-оздоровительную выставку, которая дважды в год [четвертый год подряд] проводится в залах Московского Дома художника. На ней размещаются стенды десятков разновидностей объединений «Нью эйдж», читаются лекции, устраиваются презентации, шоу-программы целителей, астрологов, ясновидцев.

От анафем — к размышлению и пониманию

Ватикан стал проявлять повышенный интерес к неорелигиозным образованиям сравнительно недавно, с момента превращения их хотя и в маргинальный, но все же устойчивый компонент духовно-конфессионального ландшафта десятков стран мира. Изучение альтернативных форм религиозности возложили на несколько подразделений Римской курии. Одно из них — Папский совет по межрелигиозному диалогу — в 1986 году опубликовал обширный документ «Секты или новые религиозные движения. Пастырский вызов». Процедура его подготовки была весьма необычна для подобной структуры: 75 региональным и национальным епископальным конференциям разослали вопросники. В них предлагалось оценить тип действующих религиозных новообразований, определить численность их последователей, назвать причины и факторы, способствующие успеху неорелигий в данной местности, сообщить о мерах противодействия росту таких групп и движений.

Спустя 18 лет, в феврале 2003 года, Ватикан издает другой документ, озаглавленный «Христос несет живую воду. Размышление о "Нью эйдж"». Текст документа мало чем напоминает наставления и предписания, выходящие из недр ватиканских канцелярий. Своим объемом, формой и содержанием он больше похож на научно-исследовательский трактат: детальная разбивка текста на разделы и параграфы, внушительный список цитируемых авторов [свыше 100].
Хочется отметить, что при общем негативном отношении к «Нью эйдж» авторы документа
воздерживаются от резких формулировок
, демонизации, криминализации и карикатуризации
своих оппонентов(*).
В обширном тексте отсутствует терминология, обычно используемая при описании учения и практик
«Нью эйдж»: «вербовка», «зомбирование», «кодирование», «промывание мозгов».
Облегченным суждениям об этом явлении как порождении злокозненных деяний мошенников и проходимцев противопоставляется обстоятельный анализ «Нью эйдж» как сложного и противоречивого явления современной духовной жизни.

В сжатом, обзорно-конспективном виде в документе представлены практически все имеющиеся трактовки движения «Нью эйдж», а также способы распространения учения и практики. Это выгодно отличает позицию авторов документа от многочисленных публикаций с преобладанием ругательно-обличительной риторики, зачастую не позволяющей понять существо проклинаемого учения. К тексту прилагается подробный глоссарий, разъясняющий читателю значение используемых в тексте понятий различных философских школ, религиозных учений, многочисленных разновидностей движения.

Исследователи неорелигиозных образований сегодня по-разному оценивают место «Нью эйдж» в современном духовно-религиозном пространстве. Разнобой существует и в отнесении групп ньюэйджеров к определенному типу религиозных организаций, существенно различаются и трактовки природы данного феномена. Формулируя свое отношение к «Нью эйдж», авторы документа демонстрируют похвальную осведомленность в содержании огромного массива специальной литературы по самым различным проблемам этого феномена. Обращается внимание на неопределенность самого термина «Нью эйдж», порождающего немало споров. Нередко им даже не рекомендуют пользоваться вообще. Но тем не менее, подчеркивается в документе, поскольку при всем несовершенстве термин «Нью эйдж» продолжает многим служить обозначением кладезя мудрости, хранящего ответы на «вечные проблемы бытия», то не принимать его в расчет уже нельзя. Поэтому отказ от использования этого термина ни в коей мере не должен восприниматься как сомнение в искренности людей, ищущих смысл жизни. Следует серьезно задуматься и над причинами столь радикального противопоставления ньюэйджерами религии и духовности. По их мнению, многие отвергли организованную религию, поскольку она провалилась «духовно», а посему ее время прошло. Поэтому причисление «Нью эйдж» к религии приверженцы данного движения считают ошибочным, противоречащим пониманию его сущности.

В документе выделяются специфические черты учений и практик ньюэйджеров, отличающие их от других последователей неорелигий. «Нью эйдж» не является движением в том значении, которое обычно вкладывается в понятие «новое религиозное движение», но это и не то, что обычно обозначается терминами «культ» и «секта». Объединение ньюэйджеров также представляет собой не единое однородное движение, а аморфные группы практикующих, предпочитающих «мыслить глобально, а практиковать локально». Зачастую они даже не знакомы друг с другом.(**)
Уже на первых страницах текста развенчиваются заявления ньюэйджеров о «радикальной новизне» их учений и практик, будто бы принципиально изменяющих традиционные представления о человеке и его месте в мире. Истоки суждений о «новизне» «Нью эйдж» предлагается искать в крайне поверхностных представлениях о природе этого движения. «Когда же кто-нибудь как следует изучит труды ньюэйджеров, то вскоре становится ясным, насколько мало в «Нью эйдж» нового». Корни генеалогического древа ньюэйджеровских учений обнаруживаются уже в воззрениях гностических сект, появившихся во времена раннего христианства.

Одной из причин востребованности идеалов «Нью эйдж» называются глубоко укоренившиеся в сознании современного человека неуверенность, страх перед настоящим и будущим, разочарование в институтах власти и традиционных верованиях. «Утверждается, что христианская религия является патриархальной и авторитарной, что политические институты не способны улучшить мир и что традиционная медицина просто показала свою неспособность успешно лечить людей». В поисках выхода из непредсказуемых и хаотичных жизненных ситуаций люди обращаются к альтернативным институтам в надежде найти здесь решение мучающих их проблем. Но хотя многие версии «Нью эйдж» и выступают как реакция на современную западную культуру, в действительности этот феномен — детище той же самой культуры Запада. Своими корнями учения и практики ньюэйджеров восходят к Ренессансу и Реформации. Именно тогда сформулированы основные установки умонастроения современного западного индивида, не отягощающие его ограничениями, авторитетами и традициями. И даже в трудных ситуациях индивиды подобного типа склонны ставить свои личные суждения выше официальных или традиционных.

Как отмечается в документе, в конце XVIII и на протяжении всего последующего столетия известные европейские интеллектуалы с энтузиазмом воспринимали ключевые мыслительные матрицы, основанные на теософско-эзотерических учениях. Их некоторые элементы можно встретить у масонов, спиритов, розенкрейцеров. В документе выделяются основные мировоззренческие констатации, связывающие воедино разнородные группы ньюэйджеров. Космос рассматривается как органическое целое, живое существо, наделенное симпатиями и антипатиями, тайным огнем и светом, которыми человек стремится овладеть. С помощью воображения или через посредников [ангелов, духов, ритуалов] люди могут устанавливать контакты с высшими и низшими мирами. Пройдя процесс духовной трансформации, люди способны проникнуть в тайны космоса, Бога и самого себя. Конечный путь маршрута — гнозис — высшая форма знания, эквивалент спасения. Гнозис включает в себя не только философскую, но и тайную [эзотерическую] доктрину, передаваемую от учителя к ученику через ступени посвящения.

Христос или Водолей

Добрую половину документа занимает методическое опровержение главных постулатов учения ньюэйджеров. Их основной порок усматривается в «приватизации веры», неуемном разгуле фантазии, проявляющемся в конструировании эклектических философско-религиозных теорий, включении в них персонажей и символики христианства. Стрелы критики направлены в первую очередь против ньюэйджеровских представлений о Боге. Осуждается деперсонификация образа Творца, изображение его то как «жизненной силы», то как «души мира». Почти все последователи учений «Нью эйдж» убеждены в том, что «божественное» не существует «вовне». Вдохновляясь идеями Карла Густава Юнга, они проповедуют веру в существование «Бога внутри нас», а потому все проблемы сводят к нашей неспособности постичь нашу собственную «божественность». Такая неспособность может быть преодолена при помощи применения набора техник, выявляющих наши скрытые «божественные» возможности.
Отмечается, что практикуемое ньюэйджерами «перевертывание» взаимоотношений между Творцом и творением ведет к сатанизму. Сатана превращается в символ бунта против традиционных правил и установлений, зачастую принимающего агрессивные, эгоистические и насильственные формы. Поэтому некоторые группы протестантов-евангеликов выражают озабоченность сублимированным присутствием сатаны в рок-музыке, что, по их мнению, оказывает сильное воздействие на молодежь и отдаляет их от учения Христа.

Отношение ньюэйджеров к Иисусу Христу истолковывается как глобальный вызов всей христианской цивилизации. Эра Водолея, сменяющая христианскую эру Рыб, будет сопровождаться чредой радикальных перемен. В эру Водолея будут жить совершенные, андрогинные существа, полностью овладевшие законами Космоса. По этому сценарию христианство должно исчезнуть и уступить место глобальной религии и новому мировому порядку. Наиболее опасным вывертом «христологии» ньюэйджеров считается замена образа Христа суррогатными символами, искажающими смысл и значение искупительной миссии [жертвы] Иисуса. В писаниях теоретиков «Нью эйдж» Спаситель предстает как некий образец для подражания, который может появляться в любые времена, у многих народов и в различных местах. Иисуса Христа нередко изображают одним из мудрецов, посвященным, аватарой. При этом смерть Иисуса на кресте или отвергается, или перетолковывается таким образом, что исчезает представление о страдающем Христе. «Спасаемся ли мы сами своими собственными делами или будем спасены Божьей любовью?». Ньюэйджеры отвечают на этот вопрос при помощи терминов «самореализация» и «самоискупление». Христиане же, напротив, должны видеть в спасении не экспериментирование над самим собой, а избавление от греха и его последствий, побуждающее вести борьбу за преодоление греха в человеке и окружающем мире.

Неоплаченные счета Церкви


Даже при беглом прочтении документа бросается в глаза присутствие в нем изрядной дозы «самокритики»: признание ответственности Католической Церкви и христианства в целом за распространение новых религий. Главной причиной недооценки вызова «Нью эйдж», запоздалой и неэффективной реакции на него называется отсутствие у многих считающих себя христианами глубоких и прочных знаний основ христианской веры. Отсюда проистекает и ошибочный вывод о неспособности христианства пробудить в человеке глубокие духовные взгляды и чувства, и о необходимости искать их вне Церкви. «Люди считают, что христианская религия не предлагает им или даже никогда не давала того, что им действительно необходимо». Нередко людей приводит в «Нью эйдж» жгучая тоска по тому, что способно захватить их сердца, наполнить смыслом жизнь в запутанном и отчужденном мире. «И если Церковь не желает быть обвиненной в глухоте к глубинным устремлениям людей, ее членам необходимы две вещи: самим как можно глубже постигать основы своей веры и слышать зачастую молчаливые крики людских сердец, уводимых куда-то в другие места, если они не будут утолены Церковью».

Для результативного противодействия распространению «Нью эйдж» авторы документа призывают активно использовать возможности широкой сети пастырских, культурных и духовных центров. В идеале такие центры могли бы придать беспорядочным спорам о «Нью эйдж» более продуктивные формы, превратиться в форумы по обсуждению различных аспектов учения и практики ньюэйджеров. В то же время с сожалением признаются слишком многочисленные случаи вовлечения католических духовных центров в распространение идей «Нью эйдж» среди верующих. Поэтому таким центрам предстоит избавиться от подобных ошибок и стать активными проводниками христианской духовности, местом для честного диалога. Правда, он не должен быть спонтанным. Для участия в нем католической стороне следует привлекать специалистов, способных критически оценить учение и практики «Нью эйдж».

Серьезную озабоченность ватиканских аналитиков вызывает сумятица в представлениях католиков о «Нью эйдж». Многие из них не видят ничего предосудительного в обращении к ньюэйджеровским методикам и практикам, порой считая это всего лишь невинным следованием последней моде. Для устранения такой нетвердости в вере рекомендуется формировать у католиков адекватное понимание природы данного движения, акцентируя их внимание на абсолютной противоположности исходных установок этого феномена христианскому вероучению. Католикам советуют быть более разборчивыми в контактах с миссионерами учений «Нью эйдж», способными увлечь собеседника красочными рассказами о своих собраниях. Так, некоторые объединения «Нью эйдж» называют себя «молитвенными группами», и прежде чем посещать собрание таких групп, следует выяснить: возносят ли здесь молитву Богу-Отцу, Святому Духу и Иисусу Христу.

Хотя авторы документа позитивно оценивают вклад представителей самых различных исследовательских школ в изучение природы «Нью эйдж», они в то же время призывают не переоценивать их заслуги. Прекрасные книги и другие источники могут помочь католикам лучше понять те элементы ньюэйджеровских учений и практик, с которыми придется встретиться. «Однако они не всегда гарантируют необходимое постижение «Нью эйдж» в свете христианской веры». Наряду с этим рекомендуется добывать достоверные сведения о лицах, группах и институтах, занимающихся распространением информации о «Нью эйдж». Имеются случаи, когда беспристрастные исследователи впоследствии становятся активными проводниками и апологетами альтернативных религий.
Настораживает также, что некоторые международные организации принимают участие в кампаниях по восхвалению «религиозного многообразия» и отстаивают статус некоторых сомнительных организаций.

Поучительные уроки


Выступая на презентации документа о «Нью эйдж», кардинал Поль Пупар призывал не «канонизировать» это детище нескольких ватиканских учреждений, поскольку, «если он будет заменен лучшим и совершенным текстом, только тогда можно будет говорить, что он достиг своей цели». В словах кардинала просматривается призыв к постоянному усовершенствованию форм и способов противодействия католицизма распространению новых религиозных движений. Такой призыв актуален не только для римо-католиков. Можно, разумеется, проигнорировать ватиканский документ «Христос несет живую воду. Размышление о "Нью эйдж"», посчитав содержащийся в нем опыт понимания этого феномена малопригодным, например, для российской действительности. Но даже с учетом этого из документа можно извлечь по меньшей мере два поучительных урока.

Во-первых, в противодействии «Нью эйдж» Римско-Католическая Церковь рассчитывает главным образом на свои силы: ответственность и сознательность верующих, клира, теологов, светский апостолат. Авторы документа не обращаются к помощи светских властей, не призывают их ограничить или вовсе запретить неорелигиозные объединения.

Во-вторых, в критических оценках природы своих оппонентов ватиканские аналитики используют наработки религиоведов, теологов, философов самых различных школ и направлений. Причем они не занесли в списки защитников сектантов всех, не согласных с их суждениями о новых религиозных движениях, что, на мой взгляд, весьма отрадно.

================================
-------------
* Этот идеологический "целибат" Ватикана в отношении к НЭ по-видимому не есть случайность. Ведь "Нью-Эйдж" прежде всего угрожает такому старому и естественному оппоненту католицизма как Теософия Блаватской.

** Если только все они не дружат меж собою посредством некоего невидимого "резидента" (см. "Арупа-Лока института Лойолы")


(Примечяания и выделение курсивом мои - А.П.)



=_ In Truth We Trust _= Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Пкул
moderator


Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.09 15:41. Заголовок: Strannik пишет: Не ..


Strannik пишет:
 цитата:
Не вдаваясь в подробный анализ статьи, хочу заметить, что все более и более просматривается прогресс разумного и аналитического подхода именно католической церкви к наболевшим вопросам современного человечества. В православии, безусловно, пребывают так же разумные и думающие люди, но воинствующая ортодоксия "простонародной и доброй" восточной церкви не позволит приобрести этой ряби характера волн на своей идиллической зеркальной глади зазеркалья.
Но это , скорее всего, пока не означает стратегической либерализации костела. Это тактический и, причем, вынужденный прием направленный прежде всего и, может быть, только для того, чтобы не потерять верующих.
Однако это потянет в будущем дальнейшие количественные шаги, которые в один прекрасный день сверкнут качеством, новым, от которого просто так уже не отмахнуться.
Тем не менее такой взвешенный подход радует.



Strannik пишет:

 цитата:

Не вдаваясь в подробный анализ статьи, хочу заметить, что все более и более просматривается прогресс разумного и аналитического подхода именно католической церкви к наболевшим вопросам современного человечества




Я с тобой согласен,как и с автором статьи... Один только маленький ньанс: вынужденный "разумный и аналитический подход". Что я имею в виду(?)...
Ну, если кратко, то мой ньюанс немного подправит хронологию идеи рассматриваемого субъекта "Нью Эйжд"".
Вот, German пишет:

 цитата:
Это более старое движение. Еще П.Д. Успенский - ученик Гурджиева публиковал в двадцатые годы прошлого века статьи в журнале «Нью Эйдж»


Кто больше?..
Интересно,что больше дает сам автор, вернее - сам Ватикан, уводя наш взор от...

Опять German пишет:

 цитата:

В предыдущем абзаце автор статьи относит корни Нью-Эйдж к эпохе гностицизма, т.е. раннего христианства. Скорее не имеет смысла относить Нью-Эйдж к какой-либо эпохе вообще, а говорить о том, что он существовал всегда, но под разными названиями.


Чувствуете - от чего уводит взор Ватикан?...
Нет, братишика... Как раз есть нам смысл говорить идейно точно и хронологически конкретно!
Ватикан уводит наш взор- не свой! - в эпоху гностицизма, к тем идеям, которые и ...
Правильно! ... которые и вызвали к жизни одним мощным движением этот

 цитата:
сплав различных верований, оккультизма, теософии, астрологии, пантеизма и язычества...


... которые были возрождены в новейший период командой Е.П.Б. и Со.
И зачем Ватикану (и иже с ним) создавать рекламу своего главному конкуренту, Теософии, Доктрине,
Востоку периода Е.П.Б?.. Совершенно не зачем!
И зачем, указывая еще одну, мзвестную всем точку на исторической оси, создавать рекламу самой основной, инициирующей идеи Первичной Теософии, как бы эта идея потом не была искорежена этими "сплавами и шлаками"!?
Эд. Я поздно заметил у тебя то же самое слово: "вынужденный":
Strannik пишет:

 цитата:
Это тактический и, причем, вынужденный прием направленный прежде всего и, может быть, только для того, чтобы не потерять верующих


Ну, если у них прием тактический, то значит стратегия тех, кому мы теперь наследуем, была выбрана математически точно: стратегия Основателей заставила всех других подстраивать свои тактики под эту стратегию.
Отрицать этот мощнейший Синтез Науки , Философии и Религии уже никто более не мог...
Осталось всем приспосабливаться. Как происходило это приспособление - в общихчертах уже должно быть понятно...
Собственно, все мои пкуловские и д`арковские постинги, как бы они ни были кому-то не приятны, ничего эмоционального, ничего личного, так сказать, в самой их глубинной сути не несли. Я лишь описывал горячо ли, холодно, почти точно или намеком, памфлетно или иначе, лишь отдельные картинки этих приспособлений... В основном, конечно, картинки с нашей собственной, художественой выставки... "АЙ", "ЖЭ", и вся позднейшая "рерихософия" - это русско-восточный вариант приспособления.
Трактаты же Бейли, "учения Храмов" и весь нарастающий по исторической оси - из точки "Ледбитер/Безант/Кришнамурти" - спектр всей западной "неософии" (не везде будет уместна приставка тео; Эдвард в своих "Крыльях" в одном месте описал нейтрально-холодную конкуренцию между "Кришнамурти" и каким-то основателем неотечения из латино-баптистской, кажется, церкви) - это есть латино-западный вариант(ы) того же самого приспособления.
Эти "приспсобления" и должны быть предметом наших собственных, теософских, аналитических исследований!
Свой анализ Ватикан делает сам. Почему мы до сих пор в сторонке?...



=_ In Truth We Trust _= Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Пкул
moderator


Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.09 15:44. Заголовок: Я продолжаю теософск..


Я продолжаю теософский анализ темы «ватиканского анализа».
Strannik пишет:

 цитата:
Однако это потянет в будущем дальнейшие количественные шаги, которые в один прекрасный день сверкнут качеством, новым, от которого просто так уже не отмахнуться.
Тем не менее такой взвешенный подход радует.


«Отмахнуться»… Возьму на заметку это слово. Есть такое «подозрение», что
вряд ли оно было употреблено здесь случайно.
Далее Strannik пишет:

 цитата:
Но это , скорее всего, пока не означает стратегической либерализации костела. Это тактический и, причем, вынужденный прием направленный прежде всего и, может быть, только для того, чтобы не потерять верующих



Появились наводящие вопросы:
1.Не отмахнуться кому?
- Если не отмахнуться Ватикану, а, значит, «не отмахнуться» и всему христианскому миру (хотя бы, католическому миру, раз уж мы пока не говорим об «отмахивании», например, Московского Патриархата), то что это словосочетание, это понятие «не отмахнулись» может означать? Что следует уже тепрь понимать, как сейчас попытаться нам перевести то будущее состояние этого христианского мира, когда он от чего-то не отмахнется?
Очевидно, для предварительного (априорного, гипотетического) ответа на этот первый вопрос надо добавить еще несколько:
2.Не отмахнуться от чего?
Это вопрос я пока оставлю без ответа, так как, вполне возможно, что ответ на этот вопрос и есть то искомое,, то "неизвестное Х" на что я пытаюсь обратить внимание пассажиров теософского пароходика…

Третий же и четвертый вопросы я пока оставлю такими, какими их выразил сам Странник, поскольку эти ответы, основанные на здравом смысле, не вызывают( и не могут вызывать) никаких возражений. Только задам я эти ответы Странника в более краткой форме (для удобства, большей доходчивости, запоминания и т.д.). Следом же я поставлю и сами ответы - такими, каким они находимы в ремарке Странника:
3 Не отмахнуться для чего?
- Для того, чтобы «не потерять верующих».

4.Не отмахнуться как?
- Доводя некое будущее количество подобных "ватиканских анализов" до некоего нужного качества, обеспечивающего, например, достаточный приток верующих.

Из четырех вопросов, ответы на три уже имеются.
Остается выяснить ответ на вопрос№3, чтобы ситуация с этим неясным переходом «количества в качество» еще более прояснилась. Итак, следующим заголовком в продолжении темы, возможно, будет:
От чего пытается отмахнуться "ватиканский мир"?
Продолжение последует, надеюсь, после небольшого "перекура".
Да, и наша, отсутствующпая пока команда, если она появиться проснется к новому дню, пусть сама немного или много, но подумает.
Искренне, А. П.

=_ In Truth We Trust _= Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет