On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Пкул
moderator


Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.09 20:08. Заголовок: Биография Грека


Исследуя жизнь и деятельность выдающихся русских людей, Н. М. Костомаров писал в книге
"Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей":


«Вольнодумство, задевавшее непоколебимость церковного предания и так напугавшее благочестивую Русь жидовствующей ересью («жидовствующими», или «дидовомудрствующими», назвали новгородских еретиков, обвиненных в том, что они пытались внести элементы иудаизма в русское ортодоксальное православие. — автор), вызывало со стороны православия потребность противодействия путем рассуждения и словесных состязаний. Сожжения и пытки не искореняли еретического духа.
Еретики делались только осторожнее и совращали русских людей втайне: им было это тем удобнее,
что они сами были лучшими книжниками и говорунами, чем те, которые хотели бы с ними вести споры. Ревнителям православия предстояло обличать еретические мнения, указывать их неправильность, защищать истину вселенской церкви, но для этого необходимы были знания, нужна была наука.

На Руси был недостаток как в людях, так и в книгах. Многое важное не находилось в распоряжении
у благочестивых книжников на славянском языке: оно оставалось только на греческом, для них недоступном. Уже они чувствовали, что одной обрядности мало для благочестия и благоустройства
церкви; нужно было учение, но где взять ученых? Не на Западе же было искать их: Запад давно разошелся с христианским Востоком. Русь могла только пытаться идти по своей давней стезе,
протоптанной св. Владимиром и его потомками, обратиться к Греции.

В этих видах, конечно, по совету книжников, Василий Иванович отправил посольство на Афон,
к которому русские питали благоговение и где уже в XII в. был русский монастырь.
В Москве узнали, что в афонском Ватопедском монастыре есть искусный книжник Савва, и
приглашали его прибыть в Москву для переводов...

Инок Савва не поехал в Москву, одолеваемый старостью; афонский игумен предложил московскому государю другого ученого грека, по имени Максим, из той же Ватопедской обители.
Этот монах по-славянски не знал, но при своей способности к языкам мог скоро выучиться.
С ним вместе отправились монах Неофит и Лаврентий — болгарин. Они прибыли в Москву в 1518 г.

Максим был родом из албанского города Арты, сын знатных родителей эллинского происхождения,
по имени Эммануил и Ирина. В молодости он отправился учиться в Италию, пробыл там более десяти
лет, учился во Флоренции и Венеции. Затем Максим вернулся на Родину.

Из своей жизни в Италии вынес он одно заветное воспоминание — воспоминание об Иерониме
(в русской исторической литературе его называют подлинным именем — Джиролама. — автор)
Савонароле. Среди всеобщего развращения нравов в Италии, ввиду гнуснейшего лицемерия, господствовавшего во всей западной церкви, управляемой папою Александром VI, чудовищем
разврата и злодеяния, смелый и даровитый доминиканский монах Иероним Савонарола начал во Флоренции грозную проповедь против пороков своего века, во имя нравственности. Христовой
любви и сострадания к униженным классам народа.
Его слово раздавалось пять лет и оказало изумительное действие.
Флорентийцы до такой степени прониклись его учением, что, отрекаясь от прежнего образа
жизни, сносили предметы роскоши, соблазнительные картины, карты и т. п. в монастырь св. Марка
и сжигали перед глазами Савонаролы, жертвовали своим состоянием для облегчения участи неимущих братьев, налагали на себя обеты воздержания, милосердия и трудолюбия.
Но обличения Иеронима вооружили против него сильных земли.
Его обвинили в ереси, и в 1498 г. он был сожжен по повелению папы Александра VI.
Максим знал Иеронима лично, слушал его проповеди, и надолго остался запечатленным в душе
Максима образ проповедника-обличителя, когда тот, в продолжение двух часов стоя на кафедре,
расточал свои поучения и не держал в руках книги для подтверждения истины своих слов, а руководствовался только обширною своею памятью и «богомудрым» разумом.
- «Если бы, — говорит Максим в одном из своих сочинений, — Иероним и пострадавшие с ним два
мужа не были латины верою, я бы с радостью сравнил их с древними защитниками благочестия.
Это показывает, что хотя латины и во многом соблазнились, но не до конца еще отпали от веры,
надежды и любви...»


Иероним Савонарола как обличитель людских неправд остался на всю жизнь идеалом Максима:
он везде готов был подражать ему, везде хотел говорить правду сильным, разоблачать лицемерие, поражать ханжество, заступаться за угнетенных и обиженных. С таким настроением духа прибыл он
в Москву.
Василий принял Максима и его товарищей очень радушно, и ничто, по-видимому, не могло лишить пришельцев надежды возвратиться в отечество, когда они исполнят свое поручение.
Говорят, что Максим, увидавши великокняжескую библиотеку, удивился изобилию в ней рукописей
и сказал, что такого богатства нет ни в Греции, ни в Италии, где латинский фанатизм истребил
многие творения греческих богословов.
Быть может, в этих словах было несколько преувеличения по свойственной грекам изысканной
вежливости.

Максим приступил к делу перевода Толковой Псалтыри; так как он по-русски еще не знал, то ему
дали в помощники двух образованных русских людей: один был толмач Димитрий Герасимов, другой Власий, исправлявший прежде того дипломатические поручения. Оба знали по-латыни, и Максим переводил им с греческого на латинский, а они писали по-славянски. Для письма приставлены были
к ним иноки Сергиевой лавры: Силуан и Михаил Медоварцев. Через полтора года Максим окончил
свой труд; кроме того, перевел несколько толкований на Деяния Апостольские и представил свою
работу великому князю с посланием, в котором излагал свой взгляд и правила, которыми руководствовался. Затем он просил отпустить его на Афон вместе со своими спутниками.
Василий Иванович отпустил спутников, пославши с ними и богатую милостыню на Афон, но Максима удержал для новых ученых трудов.

С этих пор судьба Максима, против его воли, стала принадлежать русскому миру.
Он продолжал заниматься переводами разных сочинений и составлял объяснения разных
недоразумений, относившихся к смыслу священных книг и богослужебных обрядов.
Научившись достаточно по-русски, он принялся за исправление разных неправильностей,
замеченных им в богослужебных книгах. Здесь мы видим зародыш того громадного явления, взволновавшего русскую жизнь уже в XVII в., которое называется расколом.

Выучившись русскому языку, он начал подражать своему старому идеалу, Савонароле,
и разразился обилием обличений всякого рода, касавшихся и духовенства, и нравов, и
верований, и обычаев, и, наконец, злоупотреблений власти в Русской земле.

Превратившись поневоле из грека в русского, Максим оставил по себе множество отдельных
рассуждений и посланий, которые за небольшим исключением носят полемический и обличительный характер.


Максим вместо снисхождения к еретикам советует святителям предавать еретиков внешней
(т. е. мирской) власти на казнь, чтобы соблюсти Русскую землю от «бешеных псов».
Максим писал также против астрологии, которая стала понемногу заходить в Русь и совращать
умы даже грамотеев, что на основании астрологических вычислений в Европе образовалось
предсказание, что будет новый всемирный потоп. Это ожидание заходило и в тогдашнюю Русь.
Максим опровергал его, как основанное на суеверной астрологии.

Он порицал веру в сновидения, а также в существование добрых и злых дней и часов, веру, истекавшую из астрологии, нападал на разные суеверные приметы. В особенности вооружался он против ворожбы, допускаемой по случаю судебного поединка (поля), причем осуждал сам этот обычай.

Максим изображает идеал доброго правителя, указывая на разные примеры Священного Писания, но вместе с тем порицает и пороки, свойственные государям: властолюбие, славолюбие, сребролюбие, и делает, между прочим, намек на тех, которые, узнавши, что кто-нибудь из подданных подсмеивается над ними или порицает их поступки, неистовствуют хуже всякого дикого зверя и хотят тем, которые их злословили, отметить. Порок этот, как известно, был за Василием.

Максим должен был раздражить против себя как великого князя, так и многих московских начальных людей, духовных и светских, той ролью обличителя, которую он взял на себя из подражания Савонароле.

В феврале 1525 г. Максим Грек был притянут к следственному делу политического характера.
Его обвиняли в сношениях с опальными людьми: Иваном Беклемишевым-Берсенем и Федором
Жареным. Первый был прежде любимцем великого князя и навлек на себя гнев его тем, что
советовал ему не воевать, а жить в мире с соседями. Такое миролюбивое направление было
совершенно в духе Максима, который и в своем послании государю советовал не внимать речам
тех, которые будут подстрекать его на войну, а хранить мир со всеми.
Видно, что Берсеня с Максимом соединяла одинаковость убеждений. Максимов келейник
показал, что к Максиму ходили многие лица, толковали с ним об исправлении книг, но
беседовали с ним при всех; а когда приходил Берсень, то Максим высылал всех вон и долго
сидел с Берсенем один на один.

Максим на допросе выказал меньшую твердость, чем можно было ожидать по его писаниям;
он сообщил о всем, что говорил с ним Берсень, как порицал влияние матери великого князя,
Софьи, как скорбел о том, что великий князь отнял у него двор в городе, как упрекал великого
князя за то, что ведет со всеми войну и держит землю в нестроении.
Максим этими сообщениями повредил Берсеню: последний сначала запирался, потом во всем
сознался. Берсеня и дьяка Жареного казнили, а Максима снова притянули к следствию по
другим делам: его обвиняли в сношении с турецким послом.
Его уличали в том, что он называл великого князя Василия гонителем и мучителем.

Кроме того, великий князь предал его суду духовного собора под председательством митрополита
Даниила и на этом соборе присутствовал сам. Максима обвиняли в порче богослужебных книг и
выводили из слов, отысканных в его переводе, еретические мнения.
Максим не признал себя виновным, но был сослан в Иосифов Волоколамский монастырь.
Его содержали умышленно дурно. «Меня морили дымом, морозом и голодом за грехи мои премногие,
а не за какую-нибудь ересь», — писал он.

Отправляя Максима в монастырь, собор обязал его никого не учить, никому не писать, ни от кого не принимать писем и велел отобрать привезенные им с собой греческие книги.
Но Максим не думал каяться и признавать себя виновным, продолжал писать послания с прежним обличительным характером. Это вызвало против него новый соборный суд в 1531 г.

Несмотря на сознание своей правоты, Максим думал покорностью смягчить свою судьбу; он, по собственному выражению, «падал трижды ниц перед собором» и признавал себя виновным, но
не более как в «неких малых описях». Самоунижение не помогло ему. Его отослали в оковах в новое заточение, в тверской Отрочь-монастырь. Несчастный узник находился там двадцать два года.
Напрасно он присылал исповедание своей веры, доказывал, что он вовсе не еретик, уверял,
что он не враг русской державы и десять раз в день молится за государя.

Сменялись правительства, сменялись митрополиты: Даниил, враждебно относившийся к Максиму
на соборе, сам был сослан в Волоколамский монастырь, и Максим, забыв все его оскорбления,
написал ему примирительное послание. Правили Москвою бояре во время малолетства царя
Ивана IV — Максим умолял их отпустить его на Афон, но на него не обратили внимания.

Возмужал царь Иван, митрополитом сделался Макарий; за Максима хлопотал константинопольский патриарх — Максим писал юному царю наставление и просился на Афон; о том же просил он и
Макария, рассыпаясь в восхвалении его достоинств, — все было напрасно.
Макарий послал ему «денежное благословение» и писал ему: «Узы твои целуем, но пособить тебе не можем».

Максим добился только того, что ему, через семнадцать лет, позволили причаститься св. Тайн и посещать церковь. Когда вошли в силу Сильвестр и Адашев (Алексей Федорович), Максим обращался к ним и,
по-видимому, находился с ними в хороших отношениях, но не добился желаемого, хотя и пользовался
уже лучшим положением в Отрочь-монастыре. Наконец в 1553 г. его перевели в Троицкую лавру.
Говорят, что вместе с боярами ходатайствовал за него троицкий игумен Артемий, впоследствии сам испытавший горькую судьбу заточения. Максим оставался у Троицы до смерти, постигшей его в 1556 г.
Не довелось ему увидеть Афона».

Высказывания Максима Грека

"Верить, будто человеческая судьба зависит от звезд и будто они имеют влияние на образование
таких или других свойств человека, противно религии, так как этим, с одной стороны, подрывается
вера в промысел и всемогущество Божие, с другой — отнимается свободная воля у человека.

Возлюби, душа моя, худые одежды, худую пищу, благочестивое бдение, обуздай наглость языка
своего, возлюби молчание, проводи бессонные ночи над боговдохновенными книгами...
Огорчай плоть свою суровым житьем, гнушайся всего, что услаждает ее...
Не забывай, душа, что ты привязана к лютому зверю, который лает на тебя; укрощай его
душетлительное устремление постом и крайнею нищетою. Убегай вкусных напитков и сладких
яств, мягкой постели, долговременного сна. Иноческое житие подобно полю пшеницы, требующему трудолюбия; трезвись и тружайся, если хочешь принести Господу твоему обильный плод, а не терние
и не сорную траву.

Истинный пост, приятный Богу, состоит в воздержании от душетлительных страстей, а одно
воздержание от пищи не только не приносит пользы, но еще более меня осуждает и
уподобляет бесам... Не достойно ли слез, что некоторые обрекаются не есть мяса в понедельник
ради большого спасения, а на винопитии сидят целый день и только ищут, где братчина или
пирование, упиваются допьяна и бесчинствуют; лучше бы им отрекаться от всякого пития, потому
что лишнее винопитие — причина всякому злу; от мясоедения ничего такого не бывает.
Всякое создание Божие добро, и ничто не отвергается, принимаемое с благодарением.

Наши властители и судьи, отринувши праведное Божье повеление, не внимают свидетельству
целого города против обидчика, а приказывают оружием рассудиться обидчику с обиженным, и,
кто у них победит, тот и прав; решают оружием тяжбу: обе стороны выбирают хорошего драчуна-полевщика; обидчик находит еще чародея и ворожея, который бы мог пособить его половщику...
О, беспримерное беззаконие и неправда! И у неверных мы не слыхали и не видали такого безумного обычая!

Нет ни одного, кто бы прилежно поучал и вразумлял бесчинных, утешал малодушных, заступался за бессильных, обличал противящихся слову благочестия, запрещал бесстыдным, обращал уклонявшихся
от истины и честного образа христианской жизни.

Страсть иудейского сребролюбия и лихоимания до такой степени овладела судьями и начальниками, посылаемыми от благоверных царей по городам, что они приказывают слугам своим вымышлять разные вины на зажиточных людей, подбрасывают в домы их чужие вещи; или: притащат труп человека и бросят, на улице, а потом, как будто отмщая за убитого, начнут истязать не только одну улицу, но всю часть города по поводу этого убийства и собирают себе деньги таким неправедным и богомерзким способом. Слышан ли когда-нибудь у неверных язычников такой гнусный способ лихоимания? Разжигаемые неистовством ненасытного сребролюбия, они обижают, лихоимствуют: расхищают имущества вдовиц и сирот, вымышляют всякие обвинения на невинных, не боятся Бога, страшного мстителя обиженных, не срамятся людей, окрест их живущих, ляхов и немцев, которые хоть и латынники по ереси, но подручниками своими управляют с правосудием и человеколюбием".

( http://www.peoples.ru/state/sacred/grek/index1.html )

=_ In Truth We Trust _= Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Пкул
moderator


Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.09 20:20. Заголовок: ФИЛОСОФА и богослова..


ФИЛОСОФА и богослова Максима ГРЕКА (в миру Михаил Триволис) Русская православная церковь канонизировала всего 15 лет назад — в 1988 году. Память его отмечается 21 января (3 февраля
нового стиля) вместе со св. Максимом Исповедником.


При жизни этого боголюбивого чужеземца, ставшего русским по духу, Россия обходилась с ним часто несправедливо и жестоко. Но она же дала ему мировую известность и признательность потомков…

«Обеты неблагоразумные угодны ли Богу?»
МАЙСКИМ днем 1553 года в Троице-Сергиев монастырь пожаловал царь Иван IV Васильевич с царицей Анастасией и недавно рожденным сыном Димитрием, чтобы помолиться у гроба великого чудотворца Сергия Радонежского, отдохнуть и продолжить неблизкий путь в Кирилло-Белозерскую обитель. Путешествие к мощам преподобного Кирилла царь затеял по обету, который дал во время своей недавней тяжкой болезни.

В Троицком монастыре пожелал государь увидеться со старцем Максимом, которого звали Греком, ибо давным-давно прибыл тот в Московское государство из греческой земли, со святой Афонской горы.

Сухонький старец предстал перед Иваном. Седая, но еще богатая смоляными нитями курчавая борода и характерный длинный нос с горбинкой выдавали в нем гречанина, а избороздившие лицо глубокие морщины и ввалившиеся щеки говорили о перенесенных тяготах. Из многолетнего заточения в тверском Отрочьем монастыре освободил этого монаха он, Иван Васильевич…

Выслушав рассказ царя о перенесенной хвори, во время которой он едва не преставился, о данном клятвенном обещании съездить на богомолье в Белоозеро, старец вместо благословения стал
отговаривать государя от долгой поездки:

— Обеты неблагоразумные угодны ли Богу? Вездесущего не должно искать только в пустынях, ибо весь мир исполнен Его. Если желаешь изъявить ревностную признательность к Небесной благодати, благотвори на престоле! Утешь своей милостью христианских вдов, сирот, матерей — сколько воинов пало, сколько несчастных стало одинокими после счастливого твоего завоевания Казанского царства… Вот царское дело!

Иван был недоволен словами инока, показавшимися ему дерзкими, и расстался с ним холодно. Тем не менее, когда царский поезд уже покидал Троицу, Максим попросил приближенных государя — князей Адашева и Курбского — передать ему слова пророческие, вовсе уж страшные: «Если не послушаешься меня, забудешь кровь мучеников, побитых погаными за христианство, презришь слезы сирот и вдовиц и поедешь с упрямством, то знай, что сын твой умрет на дороге!»

Эти впечатляющие сцены дошли до нашего времени из сочинений Андрея Курбского, в апреле 1564 года бежавшего в Литву от самодурства и жестокости все больше впадавшего в паранойю Грозного.

От «первого русского диссидента», как прозвали князя Андрея нынешние историки, мы знаем и развязку сей удивительной истории: не вняв мудрому совету Грека, поехал летом 1553 года царь Иван по северным обителям и… возвратился в Москву уже без сына! «Не доезжаючи монастыря Кириллова, еще Шексною плывучи, — пишет Курбский, — сын ему умре…»

Но не только пророческим даром знаменитого книжника из Греции восхищался Андрей Михайлович в своей «Истории о великом князе Московском», что была написана им спустя 20 лет после того проходившего у него на глазах свидания боговдохновенного инока с царем. «Муж зело мудрый, — характеризует Грека Курбский, сам образованнейший человек и наблюдательный публицист, — и не токмо в риторском искусстве мног, но и философ искусен…» Каким же ветром занесло его на Русь?

Повесть о сожженном пророке

РОДИВШИЙСЯ около 1470 года в греческом селении Арта, Михаил Триволис (кстати, тождество этого человека с Максимом Греком доказал только в 1943 году наш историк И. Денисов) происходил из аристократической семьи. Состоятельные родители обеспечили ему прекрасное образование. Закончив школу на острове Корфу в Ионическом море (им тогда владела Венецианская республика), он в 20-летнем возрасте уже баллотировался в совет этой пользовавшейся самоуправлением территории (где заседали в основном старейшины), но потерпел неудачу.

Тогда юноша уехал в Италию, где прожил почти 20 лет. Здесь он сблизился с мыслителями-гуманистами Анджело Полициано и Марсилио Фичино, пополнял образование в университетах Болоньи, Падуи, Феррары, Милана и даже наезжал в парижскую Сорбонну… С 1490-х годов началась тесная дружба Михаила Триволиса с философом Джованни Пико делла Мирандола, чьи идеи о том, что все философские и религиозные школы суть частные проявления единой истины, папская курия осудила как еретические…

Также на Михаила произвели незабываемое впечатление проповеди монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, страстно обличавшего развратного и честолюбивого папу римского Александра VI Борджиа. Папа не простил Савонароле его гневных речей о том, что «римская церковь-блудница пред всем миром обнажила свое безобразие, так что зловоние ее достигло небес», устроил судилище, и в мае 1498 года его врага сожгли на площади во Флоренции. Но образ гневного пророка, видно, навсегда остался в памяти Триволиса, потому что, уже будучи в России, он напишет о Савонароле «Повесть страшну и достопамятну», а временами сам будет выступать в роли непримиримого обличителя…

Пример сгоревшего, но не сломленного проповедника, видно, и побудил Михаила перейти из православной веры в католическую и принять иноческий постриг в том самом доминиканском монастыре св. Марка во Флоренции, где настоятелем был Савонарола. Ему хватило, впрочем, двух лет, чтобы убедиться:
даже доминиканцы(*), для которых жизнь в бедности, забота об обездоленных и больных и непрестанная молитва предписаны уставом ордена как главные законы монашеского бытия, поражены многими из тех пороков, которые обличал сожженный настоятель

Тогда Триволис покидает Италию и приезжает на святую гору Афон — духовный центр православия. В 1505 году он снова постригается в монахи (но теперь православные) под именем Максима в самом известном из афонских монастырей — Ватопедском. Через десяток лет трудов душевных и телесных, к сорока с лишним годам заслужил он славу просвещенного, в книжных делах умудренного инока.

А к этому времени на Афон прибыло русское посольство. Недавно занявший трон великий князь Василий III, разбираясь лично в кладовых своих палат, обнаружил множество греческих духовных книг, большую часть которых привезла с собой еще царица Софья из византийского императорского рода Палеологов. Государь решил, что надо перевести их на русский язык, за тем и снарядил на Афон посольство: подыскать хорошего толмача из монахов. Выбор пал на Максима, и он, смиренно склонив голову перед судьбой, указавшей новый путь служения Господу, отправился в Великое княжество Московское…

Опала
ВАСИЛИЙ III поначалу его обласкал. Жить Максима, сразу прозванного Греком, поместили в Чудовом монастыре в Кремле, неподалеку от великокняжеских палат. Сделанный им перевод Толковой Псалтири — огромной книги в полторы тысячи страниц — вызвал всеобщее восхищение.

За Псалтирью были переведены Толковый Апостол, сочинения Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Великого, Кирилла Александрийского… Усиленно занимаясь литературными трудами, переводом и исправлением церковных книг, афонский монах и не заметил, как благодаря своему блестящему уму и широкой образованности поневоле оказался в эпицентре опасных политических событий. Постепенно войдя во внутренние проблемы Московского государства, он увидел множество недостатков русской жизни и все чаще начал возвышать голос против жестоких порядков. [i]«Любя вступаться за гонимых, он тайно принимал их у себя в келье, — замечает Н. М. Карамзин, — и слушал иногда речи, оскорбительные для государя и митрополита…»(**)

А Кремль недостатка в «слухачах» и тогда не испытывал. Очень скоро великому князю стали подробно доносить, кто приходил к Максиму и какие хулительные слова о первых лицах государства и церкви произносил. Как назло у книжника сложились неприязненные отношения с митрополитом Даниилом, который не хотел и не мог быть совестью русского народа, наставником и правдивым советником государя, но лишь покорно угождал любым царским желаниям…

Грек очень сильно настроил против себя Даниила и великого князя, когда после устроенного с помощью митрополита развода государя с Соломонией Сабуровой (после 20 лет брака она так и не имела детей, что явилось формальным предлогом к его расторжению) и женитьбы Василия III на обольстительной полячке Елене Глинской написал весьма злой трактат с актуальным во все времена названием «Слово к оставляющим жен своих без вины законныя».

Затем Максим Грек стал активным участником спора нестяжателей с иосифлянами. В своих статьях об иноческом жительстве он очень резко осуждал монастырское землевладение, нападал на настоятелей за жестокое обращение с крестьянами, ростовщичество и сребролюбие…

Этого тогдашние иерархи церкви, пользовавшиеся полной поддержкой государя, тоже не могли ему простить. Афонского монаха судили на двух церковных соборах — 1525 и 1531 годов. Поразительное дело: книжнику исхитрились поставить в вину его напряженные труды на ниве церковного просвещения России! Оказывается, при переводе богослужебных книг он якобы преднамеренно вносил в тексты искажения. Несуразицы в самом деле встречались, но как могло быть иначе, если Максим, не зная поначалу русского языка, переводил с греческого на латынь, а уж затем приданные ему помощники перетолмачивали с латыни на церковнославянский?

«Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа…»
ЕГО ОБВИНИЛИ ни много ни мало в том, что он по злодейскому умыслу искажал суть Священного Писания, и осудили как еретика. «Богопротивного и мерзостного и лукавомудрого инока Грека Максима» по приговору церковного суда много лет держали на положении заключенного в Иосифо-Волоцком, затем в тверском Отрочьем монастырях, в сырой и тесной келье, где он терпел голод и холод, угар и смрад, не позволяя даже на несколько минут выйти на свежий воздух…

Но афонский инок явил в заточении чудесную силу духа. «Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа, о том, что страдаешь без правды…» — этими словами открывается сочиненная им в утешение самому себе проповедь. С ее чтения начиналось каждое утро Максима в узилище. Кусочком угля на стене кельи затравленный, истерзанный пленник написал прекрасный канон Утешителю Святому Духу — Параклиту. Принятый впоследствии церковью, он звучит сегодня во многих наших храмах в праздник Сошествия Св. Духа…

Несмотря на многократное заступничество и афонских монахов, и даже константинопольского патриарха, просивших отпустить Максима из России, его мечта умереть на родине так и не сбылась. Иван Грозный примерно в 1547 — 48 годах (по другим данным, в 1551 году) распорядился выпустить Грека из заточения и разрешил перебраться в Троице-Сергиев монастырь к доброму игумену Артемию. Здесь и скончался в 1556 году (спустя три года после встречи с царем Иваном) афонский инок, претерпевший в России тяжкие страдания, но не переставший любить свою вторую родину.

* * *
В ДУХОВСКОЙ церкви Троице-Сергиевой лавры над могилой святого Максима возвышается ныне каменный саркофаг, сооруженный в знак признания его заслуг, с высеченным на камне тропарем
(текстом торжественного песнопения) в честь святого афонца. На этом месте еще в XVII веке стали совершаться чудеса. Так, в день открытия мощей святителя в 1591 году, что было совершено по благословению патриарха Иова, у гроба его исцелились от тяжких болезней сразу 16 человек

------------------
Автор: Александр Пронин
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Муж зело мудрый

http://www.peoples.ru/state/sacred/grek/index.html

--------------
* и ** "Доминиканцы и Папы" - тогда, "теософисты и Генсеки ТО" - теперь.
-Нет ничего нового под луной... (с)


Искренне, Александр Пкул /Alexander Grek/

=_ In Truth We Trust _= Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет